Трасса могул Буковель

Все кто хоть немного сталкивался с горнолыжным спортом знают что спортивные горнолыжные трассы готовят заранее и очень тщательно. Совсем другое дело трассы для туристов, которые при разбитии иногда напоминают массу больших холмов. Понятно что эти бугры никто не делает специально, они рождаются самостоятельно благодаря потоку лыжников и сноубордистов, которые постепенно сантиметр за сантиметром сдвигают снег в стороны, со временем образуются ложбинки и рядом с ними холмы.   

Размер холмов и их количество зависят от крутизны горы, от того насколько широкая трасса и насколько длинные лыжи горнолыжников. На нешироких склонах гор, при большом угле наклона  и коротких лыжах очень быстро нарастают частые холмы с крутыми боками.      Поэтому на крутых узких склонах большие бугры - обычное явление и само слово "могул" - означает снежный холм, бугор.  Для всех спортсменов, кто профессионально занимается горнолыжным спортом - прохождение трассы могул является обязательным, а если Вам нравится лыжный фристайл и Вы собираетесь овладеть основными его приемами - трасса могул для Вас станет родным домом.   

Итак трасса могул - это спуск по холмистой снежной местности. С самого начала соревнования устраивали на любых холмистых спусках, но со временем были введены некоторые правила. Вся трасса могул должна равномерно быть укрыта холмами, без дополнительных препятствий и должна иметь хорошую крутизну с равномерным снежным покровом.  В профиль трасса должна быть в меру вогнута или выпукла. Бугры с острыми верхами должны быть сглажены, если есть глубокие впадины или лед - необходимо ликвидировать. За эталон взяты следующие параметры: длинна трассы до 250 м., ширина трассы -  от 20 до 40 метров, угол наклона от 25 до 35 градусов. Коридор трассы шириной от 8 до 15 метров отмечают флажками. Состязания проходят либо на одной трассе, один за другим, либо в параллельных, когда одновременный старт идет на двух трассах. Участники соревнований самостоятельно прокладывают маршрут внутри трассы, ограниченной флажками. Основная задача спортсмена - показать мастерство в прохождении бугров и продемонстрировать два прыжка с использованием любого холма в качестве трамплина. Возможно оформление таких трамплинов при строительстве трассы по всей ширине в начале и конце. При прохождении трассы учитывается степень мастерства по трем основным показателям: повороты, прыжки, время прохождения трассы, при этом за повороты участники соревнований получают максимальную оценку 5 балов, а за время и прыжки - по 2,5 бала, поэтому не всегда выиграет тот, кто быстрее спустится. Уникальность и красота на высокой скорости - вот формула успеха.      


Холмы должны помочь, а не мешать горнолыжнику. Прыжок с трамплина над холмом нужно производить без усилия и временной подготовки, и после прыжка необходимо снова продолжать ритмичные повороты. При этом оценка прыжка зависит от его сложности, красоты выполнения, длины и высоты полета. То время, которое показал участник на трассе могул, считается по специальной формуле в очки и складывается с очками за стильность и красоту выполненных прыжков. При падении на трассе теряются баллы. Склон можно пройти как через вершины холмов, так и по впадинам между холмами, но спуск через вершины добавляет больше к балам. Часто, спортсмены держат ноги плотно сомкнутыми, и украшают повороты различными приемами.


Если во время спуска были потеряны одна или две лыжи - выступление не засчитывается. В целом, это вид спорта еще достаточно новый и сырой, а условия состязаний периодически модернизируются и дополняются, однако самым важным остается мастерство и класс спортсменов, их профессиональная подготовка. При прохождении холмистой трассы необходима  высокая чувствительность мышц ног, которая позволяет, не смотря на трассу, ловить изменение ее рельефа, и спортсмен успевает вовремя приготовиться для взятия следующего бугра. Этот навык развивается при регулярных тренировках.

На учебе начинающих лыжников все тренеры рекомендуют на бугре присесть, тем самым стремятся научить спортсмена как можно меньше смещать центр тяжести тела вверх вниз. Необходимо чтобы тело двигалось по прямой линии без колебаний. На высокой скорости тяжело словить момент начала приседания с началом холма, поэтому будет правильным отметить, что перед холмом необходимо быстро «подтянуть» коленки с лыжами перед собой.  Или «подобрать» лыжи и не изменяя направления движения центра тяжести тела, сделать возможным лыжам без проблем «облизывать» холмы и ложбины, не превращая, без вашего участия холм в трамплин.

Самый популярный способ прохождения бугров заключается в том, чтобы за метр-два до вершины холма, когда лыжи еще в впадине, немного повернуть носки лыж к склону и сделать закантовку лыж с уколом палки. В это мгновение ловким движением поверните тело грудью в долину и не противьтесь давлению на ноги, дайте лыжам без проблем подняться, и переехать через верх бугра, почти не соприкасаясь со снегом. Потом поставьте лыжи в поворот и резко закантуйте их на другом склоне бугра. Выполнив этот приемчик, вы сразу поймете, что бугры становятся Вашими друзьями.

Уделите внимание работе пресса. В подтягивании лыж он имеет важную роль. Тайна простоты и легкости в спуске по усеянной холмами трассе заключается в том, чтобы быть расслабленным и физически и психологически. Лыжник как бы приспосабливает свое мастерство скольжения к буграм  и не воюет с ними. Плохо подготовленные спортсмены, с плохой тренировкой ног пробуют преодолеть бугристость трассы на прямых ногах, сгибая тело на каждом холме в пояснице. Этот способ очень некрасив с виду и очень утомителен. Участник просто теряет силу и испытывает большую нагрузку на ноги, поскольку каждый раз упирается в склон бугра, как бы двигая его.

Очень значимый поворот на трассе - первый, поэтому всегда внимательно посчитайте, где вы его сделаете. Если траверс к первому повороту сильно большой, то скорость, с которой вы спуститесь к повороту, может быть достаточно высокой и первый, самый значимый поворот может быть пройден неумело. Когда спускаетесь, не смотрите под ноги или на носки лыж, смотрите вперед по трассе. Другими словами, проходя первый холм, думайте о втором бугре, а смотрите на третий. Не стоит прокладывать спуск по желобу между холмами в «бобслейном» виде, на плоских лыжах. Скорость может быстро расти, и Вы не успеете уследить за ритмом поворотов между холмами.

Спускаясь участник должен сделать два прыжка. Обычно лыжник делает прямые прыжки, при которых остается вертикальное положение туловища. Часто это прыжок с названием «шаг», это когда лыжник во время прыжка раздвигает ноги вперед-назад, показывая как бы шпагат, при этом лыжи находятся в вертикальном положении. Второй знаменитый прыжок «полет орла». При прыжке лыжник широко расставляет в стороны руки и ноги. И еще один прямой прыжок заключается в том, что при полете лыжник сгибает ноги в коленках и прогибается в пояснице так, что задники лыж соприкасаются со спиной, а руки подняты вверх. Профессиональными считают прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси - «твистер». Спортсмен  в полете поворачивает ступни своих ног вместе с лыжами перпендикулярно движению, при этом сохраняется положение туловища грудью вперед. И конечно же прыжок «геликоптер» - это полный поворот вокруг вертикальной оси. Приземление после прыжка является сложным упражнением, так как  выполняется на холмистую поверхность трассы.


Трасса могул - это всегда удовольствие для участников и для зрителей. На горнолыжном курорте "Буковель" бугры выполнены с помощью техсредств на склоне № 1А  с целью тренировок спортсменов. 

Консультации по телефону: +38 (098) 880-32-31